Ветер бился о стекло всю ночь. То с дерзкой силой, как вторгающийся
вор, то робко, полушёпотом, как продрогший голодный бродяга. Всю ночь в окно
стучали кормушка для птиц и оборванный кабель спутниковой антенны.
Эле не спалось. Почему-то вспомнился фильм о горе Нараяме**,
на которую уносили уже бесполезные рты – стариков и старух старше семидесяти – умирать
от голода, холода и жажды. Вернее, не сам фильм, а пережитый тогда ужас
от этой дикой жестокости. «Чужие нам нравы. Чужие и бессердечные», – несколько
дней кряду после просмотра пыталась утешить себя Эля.
Второй раз такое же чувство безысходности Эля пережила в
студенческие годы. Их, потенциальных медсестёр гражданской обороны, повели на
экскурсию в бомбоубежище, выстроенное на случай ядерной войны. Показывая места
хранения воды и уголки для сидения, преподаватель сообщил, что первыми всегда спасаются
дети и женщины детородного возраста; старики и инвалиды в убежище принимаются в
последнюю очередь. Разум не противился: всё верно – спасать надо будущее. Но сердце
вопило от недоумения: «Но как же, как же оно, это будущее, будет жить без
мудрости поколений и милосердия!?».
Вскоре рухнула некогда единая страна. И Эля воочию увидела
это «как». Старикам, построившим фабрики и заводы, школы, сады и целые города, по
несколько месяцев не платили пенсию. В лучшем случае её выдавали крупой и
макаронами. Их дети, работающие на этих предприятиях, получали вместо денег электросчётчики,
бра, детские колготки, а кое-где и кирпичи с межкомнатными гипсопрокатными
перегородками. Есть всё это было нельзя, и люди, которым ещё рожать и питать, оставляли
своих детей на стариков, а немощных стариков на менее решительных соседей и
тянулись в Киев, Москву, Мадрид за «зелёными».
Квартиры становились богаче, одежда круче, заначки в инвалюте.
А на местную скорую уже могли позвонить не только из Киева или Харькова, но и из
Мадрида или Барселоны и потребовать немедленно отправить бригаду к чьей-то
маме, потому что ей плохо. На попытки объяснить, что эту маму здесь хорошо
знают и ей плохо не от болезни, а от одиночества, звучал риторический вопрос: «Вы
что прикажете мне бросить всё и прилететь? Вы представляете, сколько я здесь
зарабатываю!?».
Утром седые сердобольные соседки брошенных стариков и
старушек обивали пороги приёмных и редакций газет, яростно стуча тросточками: «Вы
обязаны что-то сделать! Должны же быть геронтологические центры, хосписы». Должны.
Но, увы! Откуда, если даже собственным детям родители не нужны? Нараяма?
Оставшиеся на местах тридцати- и сорокалетние тоже расслоились
на касты. Одни принялись работать чисто на себя, напрочь игнорируя государство.
Другие подрядились во всевозможные миссии и сообщества проповедовать свет вкупе
с прелестями западной демократии – не за спасибо, минимум за гранты. Третьи
забили на прежний опыт и стали маргиналами. Кому-то сильно улыбнулась удача, и
он разбогател. На других эта госпожа презрительно зыркнула и топнула ногой – и они
продолжали считать гроши до зарплаты. При этом учили, лечили и строили и за
тех, кто уехал, платили взносы в расплодившиеся соцфонды и кормили своих и их
стариков.
У всех подрастали дети – то самое будущее, которое надо было
спасать первым в случае угрозы войны. Часть его пласталась в скаутских лагерях;
другая поглядывала на чужой берег и считала монетки в родительском кошельке,
взвешивая шансы; третьи честно зарабатывали гранты на учёбу «за бугром», будучи
уверенными, что молодым больше надо. Четвёртые родной берег и узнавали с трудом,
так как выросли на чужбине. Но были и те, кто писал стихи рідною мовою, болел
за столичное «Динамо», носил футболку национальной сборной и мечтал жениться только
в вышиванке.
Потом грянула АТО. На стол многих легли повестки. Кому-то
были ближе обещанные семь тысяч гривень и два гектара земли. А кто-то решил,
что собственная жизнь и жизнь других стоят намного дороже. И снова полетели
перелётные птицы – косяками и стаями, а порой и по одному, но в более тёплые края.
И теперь уже не телефон, а скайп не мог соединить рвущееся полотно жизни:
– Спасибо Господу, что взял деньгами, – неслось с одного конца
земли.
– Это промысел Божий: на Донбассе было так много неверующих,
теперь они покаются, – раздавалось с другого, словно среди стрелявших в людей были
сплошь покаявшиеся.
– Стране конец, а здесь у меня перспективы, – поддакивали с
третьего.
И только оставшиеся на месте – по обе линии соприкосновения –
продолжали ходить на работу (если она была), учить детей и кормить стариков. Они
не смотрели «Легенду о Нараяме»***. Или, как и Эля, подумали после просмотра: «Жестокие,
чуждые нам, нравы».
Ветер немного утих. «Надо подсыпать птицам корма, прежний,
наверное, разбросало», – подумала Эля и начала собираться на работу.
В соседней комнате заворочалась мать. Эля тихонечко подошла к
дивану: «Спи, родная. Дай-ка подоткну одеяло – холодно. Может, к Пасхе
потеплеет».
*Убасутэ (отказ
от старухи) — обычай отправлять
в лес или в горы престарелых родителей на голодную и/или холодную смерть с
целью избавления от лишних ртов, якобы существовавший в древней Японии.
**Нараяма – гора смерти.
***«Легенда о Нараяме» – фильм, победивший в 1983 году на
Каннском фестивале.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Хотите подписать свой комментарий, но у вас нет аккаунта?
Выберите в списке Подпись комментария пункт Имя/URL.
В поле Имя вы сможете вписать своё имя или ник. Поле URL можно не заполнять.