– Если я и в самом деле стою 100 тысяч миллионов крон, то нельзя ли мне сейчас получить из этих денег 50 крон, чтобы я купил себе маленькую собачку?
Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
Очень часто (особенно в канун выборов) доводится слышать, как солидные мужи убиваются по поводу нарушения конституционных прав инвалидов: дескать, люди с ограниченными физическими возможностями не смогут проголосовать. О, если бы это было единственной проблемой для тех, кто не здоров. Есть ведь и более насущные, которые здоровые люди просто не замечают.
Почему-то никто не обращает внимания, что ежедневно и почти повсеместно нарушаются права человека (и конституционные – тоже!), когда инвалид в коляске не может беспрепятственно попасть в магазин, парикмахерскую, поликлинику, библиотеку, театр, учебное заведение, государственное учреждение, даже в жилой дом. В нашем городе мы пока знаем одну-единственную многоэтажку, где можно почти без преград добраться к лифту. Но, даже поднявшись к нему, вы не всегда сможете туда попасть: двери не рассчитаны на ширину коляски.
А попытайтесь сходить в гости! Особенно, если ваши друзья или близкие живут не на первом этаже. Мимо второго, например, лифты во многих домах следуют без остановок. Поэтому у человека в инвалидной коляске, вес которой порядка 35 кг , есть потрясающая возможность оценить, как он дорог родной стране, пока близкие (дюжие мужи или хрупкие леди) на руках носят его по лестнице.
После очередного такого восхождения на энный этаж у нас с мужем родилась потрясающая идея, сродни детской мечте Малыша: «А нельзя ли чуть-чуть наличными?». За инвалидом первой группы сохранен абсолютно бесполезный для колясочника бесплатный проезд в городском транспорте. Вы туда не пытались попасть на коляске? Мы проверили: ощущения – круче экстремальных! Так вот: нельзя ли этот самый бесплатный проезд заменить правом беспрепятственного подъема до своего родимого этажа? Так, чисто по-людски?
А еще у нас есть предложение: всех кандидатов в депутаты разных уровней, а также кандидатов в чиновники, медики, начальники жилсервисов перед назначением или избранием на пост усаживать в качестве превентивной меры хотя бы на месяц в коляску. Причем, без права покидать ее до самого отхода ко сну. Поверьте на слово, поможет. Проверено на себе.
Через год-другой после нашей женитьбы мужу предложили участие во всеукраинских реабилитационных сборах. Спасибо шведам, разбитым под Полтавой, зла на нас они не держат, и потому снабдили всех участников тренинга средствами передвижения. Мы тогда впервые увидели инвалидную коляску активного типа. Муж осваивал ее, а я работала в группе сервиса. Глядя, как ловко спинальники (не шейники, увы!) взбираются по ступенькам, преодолевают бордюры и даже танцуют, решила и себе научиться балансировать на задних колесах. Со стороны-то всё всегда легко!
И вот, выбрав момент, когда в спортзале не было занятий, мы решили начать урок в огромном фойе спорткомплекса. Муж пересел на диван, я классно умостилась в его коляске и… Сначала ничего не получалось. Здоровые ноги реагировали на наклон спины быстрее, чем мозги, и я выпрыгивала на пол раньше, чем передние колеса коляски отрывались от пола. И все же в какой-то миг трюк удался: оттолкнувшись от дивана, я покатила по коридору. И примерно на его середине, не удержав равновесие, завалилась на спину. Тут-то и началось. По инструкции, которую сама же несколько раз повторяла ребятам, все просто: выбиваешь боковой бортик и переваливаешься на пол. Затем ставишь на четыре колеса коляску, фиксируешь тормоза и карабкаешься обратно. Но на практике случается масса непредвиденностей. Бортик не выбивался, зато прочно зафиксировал бедра. Я до блеска натирала шевелюрою полы, дрыгала поднятыми кверху ногами, но вылезть – никак.
Быстро только сказка сказывается, а все остальное – как получится. Минут через сорок таки выбралась, но урок пошел впрок. Когда случился перелом и ногу загипсовали, я, выходя на длинные дистанции не на костылях, а на коляске мужа, ни разу не рискнула закинуть передние колеса на бордюр: а вдруг опять баланс не удержу на наших-то тротуарах? К ступенькам же и вовсе не приближалась, хорошо усвоив, что травматолог принимает пациентов на… втором этаже в здании без лифта.
тяжко это всё - какая у нас страна уродская, так стыдно!И ничего не оправдывает - ни стройки коммунизма, ни борьба за самостийность - свинская страна.
ОтветитьУдалитьА я б чиновников высокого ранга через каждые 5 лет на зону тапочки шить посылала бы - просто так - в качестве возвращения НДС с ограбленных инвалидов